№ 1-2/2004

Покровская церковь в деревне Десна-Буревестник

Юбилей Димитриевского храма в селе Донхово-Аксеново

Храм Архистратига Божия Михаила в селе Петрово

Покровская церковь в деревне Десна-Буревестник

Приходы, расположенные в ближайшем Подмосковье, сельскими можно назвать лишь географически. В храме Покрова Божией Матери на Десне, например, состав прихода варьируется в зависимости от смены сезонов: ближе к лету переезжают на дачи благочестивые москвичи с детишками, с сентября же их постепенно вытесняют учащиеся православной гимназии города Троицка со своими родителями. Конечно, в храме есть постоянные прихожане; за несколько лет Господь связал их всех узами братской любви, для которой не страшны ни холод, ни расстояния - в любое время года многие приезжают на богослужения даже из Москвы, есть также прихожане из ближайших поселков: Ватутинки, Фоминское, города Троицка и др.

Прихожане помнят, что архиепископ Можайский Григорий 25 августа 1998 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия торжественно освятил то место, где теперь расположен храм. Для строительства храма был завезен архангельский сосновый лес, проведены геодезические изыскания и земельные работы. Стены, крыша и купола были возведены всего лишь за год. Весной 1999 г. на колокольню подняли девять колоколов общим весом более 70 пудов. К концу лета того же года в храме был установлен резной иконостас работы суздальских мастеров.

В августе 1999 г. в храм был назначен настоятелем священник Сергий Синицын. Дом причта расположен всего в нескольких десятках метров от храма, где постоянно проживают со своими семьями настоятель храма и второй священник, отец Михаил Зайцев. Также в непосредственном соседстве с храмом находится дом А.В.Куимова, по инициативе и при решающем участии которого в 1998 г. собрались люди, заинтересованные в постройке храма на подмосковной земле. Подобная компактность проживания причта, закономерная для приходов прошлых столетий, в наше динамичное время является, безусловно, уникальной. Это соседство создает особый микроклимат в храме. Все приходящие сюда чувствуют этот уникальный альянс богослужебной торжественности и домашней, семейной теплоты. Для прихожан разных возрастов, профессий и достатка этот храм стал общей комнатой, красным углом, куда все они сходятся для молитвы.

Несколько сотен метров отделяет храм от природного водоема, из которого берут воду жители всех близлежащих поселков.

Родник с чистой водой у многих вызывал благоговейное отношение, как и всякий дар Божий. Тем более что вода является неотъемлемой частью церковной жизни: на молебнах воду освещают, призывая на нее благодать Духа Святого, как на Иордан. Освященная вода является частью Таинства Крещения: "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и от Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3:5), - говорил Господь в беседе с Никодимом. В беседе с самарянкой Спаситель назвал Свое Божественное учение живою водою (см.: Ин. 4:10).

Некоторое время назад по просьбе местных жителей и прихожан нашего храма была организована инициативная группа. Возникла идея построить над источником небольшую часовню. 13-16 августа 2000 г. состоялся Юбилейный Архиерейский Собор, на котором было принято решение о канонизации царственных страстотерпцев и новомученников российских, за Христа пострадавших в ХХ в. Часовню решили назвать в честь новопрославленных святых. Был послан запрос, в ответ на который, 28 ноября 2000 г. мы получили ответ от митрополита Ювеналия с резолюцией "Благословляется".

С Божией помощью строительство часовни было завершено в начале 2001 г. Часовня не имеет внутреннего помещения: она построена как открытый навес, таким образом, всякий, приходящий за водой, оказывается под храмовой сенью. К роднику была проложена дорожка, над родником из камней и влаголюбивых растений сложили цветник - альпинарий.

В праздник Крещения там был отслужен первый водосвятный молебен. Сейчас для прихожан нашего храма богослужения на источнике стали традиционными. Так, милостью Божией, церковь освятила любимое народом место, и оно стало примером бережного отношения к природе и, конечно, проповедью любви и благодарности к Богу.

В 2001 г. было начато строительство Покровского Православного центра. В 2002 г. строительные работы были завершены, и на Покров Пресвятой Богородицы здание центра освятил епископ Видновский Тихон. Здания храма и центра представляют собой единый архитектурный ансамбль. Центр - явление, безусловно, уникальное, поскольку построен он был именно для того, чтобы те начинания, которые возникают по ходу жизни церковной общины, могли бы иметь специальную базу для реализации и развития.

Первостепенным для прихожан храма оказался вопрос обучения и воспитания детей, поэтому в здании центра расположилась православная школа. Церковная ограда призвана защитить детей от тех соблазнов, которые захлестывают современную систему образования, а сотрудничество с опытными учителями позволяет использовать положительный опыт и интересные наработки, сложившиеся в светской педагогической среде.

Второй по значимости вопрос приходской жизни: поиск новых способов совместного проведения времени прихожан разных возрастов в праздничные дни и в свободное время. Семейный фольклорный клуб "Братчина" можно назвать удачным решением этой и нескольких других проблем. Руководитель клуба - Ирина Набатова - человек талантливый и контактный. Она преподавала на фольклорном отделении в ГМУЭДИ им. Гнесиных. Многие ее ученики навсегда связали свою жизнь с русской песней. Настоящая, живая, неискаженная неудачными аранжировками, русская песня сохранила, вопреки всем гонениям, неразрывную связь с православной церковной культурой. Об этом можно судить по тому, сколько народных песен, изустно передаваемых из поколения в поколение, представляют опыт осмысления простыми людьми текстов Священного Писания и Предания. Песенный репертуар клуба сложился, в частности, из тех песен, которые были записаны его членами в экспедиции по Белгородской области. Уже имеется опыт постановки традиционных народных действ, возникших как продолжение двунадесятых церковных праздников. Также клуб занимается изучением истории русского национального костюма. В целом деятельность "Братчины" - это попытка использовать для успеха миссии христианства национальную культуру, впитавшую в себя духовные силы Церкви.

Уже не один год группа активных прихожан нашего храма несет свет любви Христовой людям, живущим в ближних поселках и нуждающимся в заботе. Более пятидесяти семей получают поддержку и материальную помощь. В их числе есть люди и нецерковные, однако, все благодарят Бога за эту милость и прихожан храма за милосердие.

В 2002 г. "родилась" газета "Божье дело". Это газета - детище храма Архангела Михаила в селе Станиславль и нашего храма - стала периодическим изданием Видновского благочиния. Из нее можно узнать о том, что происходит в приходах благочиния, прочитать о церковных праздниках, святых людях. В каждом номере газеты помещаются выдержки из книг замечательных проповедников прошлого и наших дней.

Наш престольный праздник в этом году ознаменовался приездом Владыки Григория, архиепископа Можайского. Совершив праздничное богослужение и познакомившись с жизнью нашего прихода, он поддержал нас и благословил на дальнейшие труды во Славу Божию.

священник Сергий Синицын

(Вернуться к началу)

Юбилей Димитриевского храма в селе Донхово-Аксеново

В 100 километрах от Москвы и в 20 километрах от Клина расположена деревня Аксеново, присоединившая к себе, ранее имевшую собственное название деревню Донхово. Примерно в тридцати минутах ходьбы от нее находится местный административный центр, поселок Слобода, со школой и несколькими пятиэтажными домами. На подъезде из Клина к Слободе по левую руку открывается вид на главную достопримечательность деревни Донхово-Аксеново - церковь святого великомученика Димитрия Солунского. Величественно возвышается пятиглавое здание храма с тридцати трех метровой шатровой колокольней. Стены украшены декоративной кладкой белого цвета, подчеркнутой общим желтым фоном. Вокруг храма древнее кладбище.

Каменный храм возник на намоленном месте, где ранее стоял деревянный. О нем сохранилась справка, данная Московской Духовной Консисторией: "По клировой ведомости... о Димитриевской, погоста Дмитриевского, что в Донхове, церкви показано:

1. Построена 1722 года тщанием прихожан.

2. Зданием деревянная с таковою же колокольнею, крепка.

3. Престол в ней один во имя вмч. Димитрия Солунского, холодная.

4. Утварию достаточна.

5. Причта положено по штату священник, дьячок и пономарь".

В переписи 1709 г. также имеется упоминание о Димитриевском погосте:

"На том погосте церковь во имя великомученика Димитрия, деревянная. У той церкви священник Димитрий [сын] Борисов. У него сын Иван, у той церкви диаконом. Да у того священника брат Степан Борисов дьячком".

Сведения об истории и служителях последнего деревянного храма довольно скудные. В переписи 1723 г. (уже при новом храме) священником назван Иван [сын] Димитриев, вероятнее всего служивший при старом храме диаконом и ставший священником по смерти отца. Архивные данные сохранили имя Козьмы [сына] Иванова, отстаивавшего права на церковные земли при их секуляризации в 1770 г. 16 февраля 1791 г. произведен во священника к Димитриевской церкви Симеон [сын] Козмин, служивший в ней до 28 мая 1823 г., когда был уволен за штат по собственной просьбе из-за болезни ног. Симеон Козмин состоял общим духовником с 1817 г., а также имел бронзовый нагрудный крест на Владимирской ленте с надписью: "1812 год".

С 1823 г. священником в храме становится Иван Зверев, сын священника Никольской церкви села Рогачево Сергия Герасимова. Будучи выпускником Спасо-Вифанской семинарии Иван Зверев женился на дочери Симеона Кузмина Татьяне и был рукоположен во священника святителем Филаретом Московским 15 сентября 1823 г., а 7 октября того же года получил ставленную грамоту к церкви великомученика Димитрия. Возможно, его и сменил в феврале 1847 г. священник Феодор Виноградов, выпускник Спасо-Вифанской семинарии 1823 г. На его время пришлось строительство нового трехпрестольного каменного храма, которое местное придание связывает с Екатериной Алексеевной Челищевой.

Екатерина Алексеевна принадлежала к древнему дворянскому роду Челищевых, владельцев близлежащей усадьбы Аксеново, и имела придворный чин фрейлины с 1799 по 1812 гг. Умерла Екатерина Алексеевна 10 октября 1846 г., и ее посмертный вклад позволил 14 июня 1847 г. священнику Феодору Иоанновичу Виноградову с причтом и прихожанами просить о постройке нового каменного храма.

Могила Екатерины Алексеевны с памятником из черного мрамора находится до сих пор на Донховском кладбище, довольно близко к месторасположению алтаря старого деревянного храма. 21 февраля 1852 г. против священника Феодора Виноградова было начато дело "о корыстолюбии и нерадении, при постройке в селе Донхово новой каменной церкви". Вина священника доказана не была, но с 1 сентября того же года он был переведен в Вознесенскую церковь Звенигородского уезда.

Старый храм простоял почти 200 лет.

В 1918-1920 гг. престол при большом стечении народа и священства, был вынесен, а здание впоследствии разобрано. Бревна от храма были использованы для строительства молокозавода в поселке Слобода.

Каменный храм строился в то время, когда Московской епархией управлял святитель Филарет. Точно известно, что им была подписана храмоздательная грамота от 9 декабря 1847 г., благословлявшая строительство трехпрестольной каменной церкви.

Строительство здания к 1851 г. усилиями прихожан было закончено. По-видимому, были и еще усердные жертвователи, потому что на начало строительства в церковной казне находилось чуть больше половины сметной стоимости храма. Прихожане, согласно письму, адресованному Правящему архиерею, брались построить "на мирский счет сарай для делания кирпича", обеспечить "провоз материалов, потребных для церкви" и "употребить со своей стороны всевозможное пособие денежное". В 1852 г. святителем Филаретом был освящен антиминс для престола во имя преподобного Сергия, который сохранился до сих пор. Окончательная отделка храма была в основном закончена в 1853 г., о чем свидетельствует памятная надпись на замке западных дверей.

Во вновь построенном храме главный престол в неотапливаемой летней части был освящен во имя великомученика Димитрия Солунского, северный в теплой трапезной во имя преподобного Сергия Радонежского, южный - пророка Илии.

Предстательством этих святых храм не закрывался даже в тяжелые времена гонений, и за прошедшие 150 лет в его истории было много достойнейших священников и прихожан.

Так, рядом с новым каменным зданием находится могила первого священника нового храма Димитрия Иаковлевича Березкина, переведенного к церкви Донховского погоста 12 мая 1852 г. Здесь же могилы его жены и двоих сыновей, которых он похоронил за время служения при храме. Прослужив в священническом сане 46 лет, отец Димитрий значительное время был благочинным 3-го округа Клинского уезда. Умер отец Димитрий в 1888 г., и, хотя за 12 лет до смерти переведен в другой храм, похоронен был с женой и детьми.

8 апреля 1876 г. к храму был определен священник Николай Петрович Афонский, прослуживший в ней, по воспоминаниям прихожан, до 1926 г. Отец Николай был награжден многими церковными наградами, был духовным следователем 3-го округа Клинского уезда, а с 1910 г. благочинным того же округа. В 1877 г. его трудами и убеждениями устроена на средства прихожан, без всякой затраты церковных сумм, удобная и довольно поместительная каменная сторожка, ныне принадлежащая стеклодувной мастерской. А в 1879 г. построена народная школа для детей его прихожан, в которой отец Николай состоял законоучителем. Его заботами и старанием к 1886 г. холодная церковь украшена прекрасной живописью в академическом стиле (стоимость которой, в переводе на сегодняшние деньги, составляла около 450 000 рублей). Сюжеты росписи частью повторяют росписи Храма Христа Спасителя. В 1891 г. храм был украшен, вместо одной главы, пятиглавием с изящными вызолоченными крестами. Сверх того, к 1910 г. перестроена колокольня, а ее высота увеличена на один ярус. Отец Николай служил еще долго после революции, арестовывался советскими властями, но был отпущен.

Священник Владимир Лавров, сменивший отца Николая после его смерти, оставил в памяти прихожан особенно теплые воспоминания, хотя и прослужил всего два - три года (с 1927 по 1929 гг.). Отец Владимир сумел организовать мощный церковный хор, пополнив мужской состав, оставшийся от отца Николая, молодыми женскими голосами. У него собирались на спевки девушки со всей округи, что вызывало раздражение местных партийных и комсомольских активистов. Всего в хоре в праздничные дни пело около 30-ти человек. На время его же служения пришлась попытка закрытия храма, о которой так вспоминает начинавшая тогда петь на клиросе Евдокия Ивановна Трубачева, дочь старосты Ивана Михайловича Смирнова.

"Столько всего было... Храм! Пришли закрывать!.. Служба началась, и как раз смотрим - открывается дверь, и входят человек 6 или 7 мужчин, и в двери встали. А мы в это время пели молитву... "Единородный Сыне!" Мы как ее запели! И они стоят, глаза вытаращили, прямо в недоумении. Стояли-стояли, мы пропели, и они ушли".

Сама Евдокия Ивановна пела на клиросе с 1928 по 1935 гг. Затем, выйдя замуж, уехала в Москву. Вернувшись в 1964 г., снова стала на клирос и служит до сих пор. Отца Владимира дважды арестовывали. Первый раз запрещали учить пению, но отпустили. После второго ареста отец Владимир не вернулся, и попытки навести справки о его судьбе ни к чему не привели.

На долю, служившего при отце Владимире диаконом Ивана Васильевича Клевцовского выпала коллективизация, когда деревня стала активно вымирать. Многие спасались бегством в город, местных прихожан стало значительно меньше. От хора, в котором при отце Владимире только молодых девушек было около 20-ти человек, ничего не осталось. Даже до сего времени не зажила рана, нанесенная деревне, и значительную часть прихода составляют люди, приезжающие из Клина и Москвы.

Хорошо запомнился прихожанам и митрофорный протоиерей Михаил Федорович Дунаев, служивший в церкви с 1957 г. Имевший многие церковные награды, бывший в ссылке с 1939 по 1943 гг., протоиерей Михаил похоронен при храме 15 декабря 1965 г.

Рядом с могилой отца Михаила могила протоиерея Владимира Николаевича Наумова, бывшего в храме настоятелем 17 лет. Отец Владимир имел семью, но жил один, потому что жена не поехала с ним в деревню. При нем велась довольно активная, по тем временам, деятельность: была перекрыта крыша летнего храма, проведено паровое отопление и приобретен дом, служащий и теперь гостиницей для приезжих. Умер протоиерей Владимир, причастившись Святых Христовых Таин, после прочтения канона на исход души, в 1990 г. на Прощеное Воскресение.

С 1990 г. настоятелем в храме служит иеромонах Феофан (Евдокимов). За 10 лет усилиями настоятеля и прихожан были отделаны и не один раз покрашены стены храма, перекрыты шатер и карнизы колокольни, причем кладка шатра была существенно укреплена и исправлена. Заново переложена шейка барабана, из которой уже начали выпадать кирпичи. Для исправления кладки и выведения плоскостей шатра одного цементного раствора пришлось поднять на 30-метровую высоту несколько тонн. Сама главка была укреплена вставкой внутрь железной трубы вместо прогнившего бревна. В колокольне произведен капитальный ремонт и заменены почти все деревянные конструкции. Сняты и отреставрированы, имевшие пулевые пробоины и вмятины, кресты. Вместе с установкой крестов перекрывались главки пяти куполов летнего храма. Полностью обновлена ризница целым рядом богато украшенных облачений. Произведен косметический ремонт теплой трапезной. Покрашены стены и иконостас, половину икон которого удалось отреставрировать.

С 2000 г. установился обычай крестных ходов по деревням на большие церковные праздники: Пасху, Рождество и Крещение Спасителя. Также на Крещение регулярно осуществляется хождение для освящения воды в источнике недалеко от деревни Мужево.

Был отремонтирован, переданный церкви Слободской администрацией, дом №14. В ноябре 2000 г., к престольному празднику, там была устроена трапезная и открыта библиотека.

С ноября 2001 г. начались капитальные работы по восстановлению настенной масляной живописи. Время и протечки обветшавшей крыши нанесли росписи алтаря значительный ущерб. По-видимому, не имея возможности восстановить потери во времена гонений, один из настоятелей решился закрасить бежевой промышленной краской фон, а ту содержательную часть живописи, которая пострадала незначительно дописать по мере своих сил. Работы по расчистке фона, тонировкам и восстановлению утрат вела бригада из трех реставраторов под руководством И.Н.Виноградова от Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ). Общая площадь реставрации составила 180 кв. метров. Качество реставрационных работ, как в алтаре, так и в летнем храме контролировал заслуженный художник РСФСР В.Г.Витошнов.

В конце 1980-х гг. при отце Владимире (Наумове) был перекрыт летний храм. При новом настоятеле капитальный ремонт был продолжен. Была обновлена крыша общей площадью - 400 кв. метров.

В июне 2002 г. продолжены работы по восстановлению живописи летнего храма. Роспись сводов по качеству не уступала алтарной, но по количеству повреждений и утрат значительно превосходила ее. Так, на западном и северном парусах общая площадь различного вида повреждений составляла около 50 процентов. Взявшаяся за выполнение этой трудной задачи бригада от Центрреставрации ГУЛ Культуры вскоре отказалась по причине несогласий в оценках стоимости проведенных подготовительных работ. Поэтому заканчивали подготовку уже силами прихода, а художественную часть выполнил опытнейший художник-реставратор А.В.Рагулин. Общая площадь сводов вместе с купольным барабаном составила 260 кв. метров.

Живопись верхней части летнего храма выполнена в академическом стиле, относится к 1886 г. и изображает Страшный Суд. Более ранний слой живописи, как удалось выяснить в процессе реставрации, по качеству значительно уступал позднейшему. Всего в композиции насчитывается 180 ликов, из них 7 были извлечены из-под краски, а около 10 ликов и фигур пришлось фактически писать заново из-за повреждений от записей и протечек крыши. Некоторые фрагменты композиции повторяют сюжеты гравюр Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, датируемых примерно 1860 г., а некоторые перекликаются с фрагментами росписей Храма Христа Спасителя.

В апреле 2003 г. начата подготовка к восстановлению живописи стен летнего храма. Как и в алтаре, фон был закрашен бежевой промышленной краской. Пробные расчистки показали, что под ней сохранился орнамент, выполненный в технике "гризайль". Большие потери живописи связаны с отставанием и шелушением красочного слоя. В результате записи клейм нижнего яруса сильно пострадало качество изображений. Общая площадь реставрации 210 кв. метров, причем площадь повреждений различной степени тяжести фактически составляет все сто процентов.

Кроме реставрации живописи в летнем храме уже проделана большая и дорогостоящая работа по утеплению. Все окна, начиная от окон основного барабана, заменены стеклопакетами. С заменой одинарных окон появилась реальная возможность поддержания в летнем храме постоянной температуры. Это в свою очередь существенно улучшит сохранность росписи, которая сильно страдает от перепадов температуры и влажности.

В храме великомученика Димитрия богослужение совершается по субботам, воскресеньям и в великие праздники.

игумен Феофан (Евдокимов)

(Вернуться к началу)

Храм Архистратига Божия Михаила в селе Петрово

Село Петрово расположено в 26 километрах от районного центра - Серебряные Пруды. Первые упоминания о нем, найдены в писцовой книге. Согласно ей, в конце XVI в. Петрово было селом и входило в стан Растовец Тульского уезда.

В ней же упоминается деревянный храм, освященный в честь Архистратига Божия Михаила. Помимо него в 1805-1807 гг. на средства помещика Н.А.Янькова построен новый каменный храм с главным престолом - во имя Архистратига Михаила с двумя пределами во имя святителя Николая Чудотворца и во имя святой преподобномученицы Феодосии. Стены снаружи были расписаны. На куполе находился четырехугольный фонарик с четырьмя в нем окнами с витражом, на нем глава и крест, покрытые по железу золотом. С западной стороны к церкви пристроена каменная колокольня на четырех колоннах с резными капителями, фронтоном и медальонами.

В старой деревянной кладбищенской церкви находился фамильный склеп Яньковых, который был разграблен местными крестьянами после октябрьской революции. В 1830 г. жена Янькова умерла от холеры. Яньков не смог перенести ее смерти, он тосковал и скончался в этом же году в Москве, был погребен в Новодевичьем монастыре, а три дня спустя в Петрове умер их сын Андрей.

В 1940 г. церковь была закрыта и отдана под склад, после переоборудована под сельский клуб. Затем в 1960-х гг. церковь разобрали на свинарник, и лишь фундамент некогда величественного храма на долгие годы служил молчаливым укором. Несколько раз на этой земле пытались строиться, но безрезультатно; Архистратиг Михаил хранил место.

В 2000 г. образовался приход. Решили, во что бы то ни стало восстановить храм на прежнем месте. Огромная забота ложится на плечи таких вот небольших приходов. Когда есть церковь, пусть даже с деревьями на крышах, это все-таки церковь - в ней можно уже служить. Здесь же все нужно начинать с самого начала. У этих людей нет ни денег, ни строителей, ни жертвователей, есть только вера и молитва. Но именно этого, самого нужного, хватает, для того чтобы приложилось все остальное.

В начале послужили молебен перед началом доброго дела. Стали собирать деньги между собой; кто давал 100, кто 1000, а кто и 5000. Появились и крупные пожертвования. Первым делом купили и поставили деревянный сруб. Сами собой пришли строители, взялись за работу. Сруб поставили, за работу рассчитались и все - деньги закончились. Тут бы и прекратить строительство, тем более что началась зима. Но не такие наши прихожане, уж очень им хотелось начать молиться в своем храме, участвовать в церковных Таинствах. До ближайшей церкви 30 километров, туда не наездишься; а тут уже стены стоят - бросать нельзя.

Собрались и поехали к благочинному, там все объяснили; попросили помочь. Благочиние не осталось в стороне, каждый действующий храм пожертвовал сумму, кто сколько мог. В итоге на Михайловском храме соорудили крышу.

Всю зиму люди молились в холоде, каждый понедельник читали акафист Михаилу Архангелу об успешном завершении строительства, а с началом весны кинулись за работу. Что удивительно, священство хоть и контролировало деятельность прихода и каноничность постройки, но в само строительство не вмешивалось. Такое рвение прихода является, к сожалению, редким примером благочестия в наше время. Но даже эти единичные случаи - неоспоримое доказательство духовного голода и жажды истины после десятилетий атеистического стояния.

В июле 2003 г. собором священников благочиния была отслужена первая Литургия, а уже в августе на приход Архистратига Божия Михаила был назначен настоятель. Первоочередное направление было взято на совершение богослужений. Акафисты, молебны, панихиды - все это хорошо, но приоритетом священника остается служение Литургии. И чем чаще она происходит, тем лучше раскрывается ее сакраментальное значение. Но это не значит, что священник должен в своей деятельности ограничиваться только совершением богослужений или быть простым требоисполнителем. Он должен быть и катехизатором, и педагогом, и строителем... Не все могут быть талантливы во всем. Одним дано одно, другим другое, но проповедь - это удивительный, благодатный дар каждому пастырю. Не обязательно быть златоустом, всего лишь два, три слова участия могут спасти человека, привести ко Христу. Нужно стараться говорить не только на богослужениях, но и на всех требах, и вообще везде, где от нас этого ждут.

Огромное значение на нашем приходе уделяется молодежи. Организован молодежный хор, который практически и ведет все клиросное богослужение. Начала свою работу воскресно-приходская школа. Приход взял на себя окормление детского приюта.

Конечно, не все у нас еще налажено. Храм не достроен, нет трапезной, колокольни, дороги… Но есть главное - жизнь во Христе. Люди имеют возможность спасаться, участвовать в Таинствах. Пастырь сегодня должен быть апостолом своего времени, потому что, как и в первых веках, люди находятся во тьме и жаждут увидеть свет велий.

иерей Максим Шамков

(Вернуться к началу)