ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЙ СВЯЩЕННОГО СИНОДА
К 700-летию ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВ. БЛГВ. КНЯЗЯ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО
К 100-летию ПРОСЛАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

 

ХОЗЯИН ЗЕМЛИ МОСКОВСКОЙ
К 700-летию со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского

Придите, державного града Москвы народы,
во обитель великого и чудного князя Даниила, в день праздника его…

Невольно вспоминались эти слова из праздничной стихиры, когда 17 марта, в день 700-летия преставления святого благоверного великого князя Даниила Московского, множество прихожан и паломников собрались на богослужение в первый на Москве – Свято-Данилов – монастырь. Церковные торжества в обители начались еще осенью минувшего года: 12 сентября исполнилось 350 лет со дня прославления благоверного князя Даниила. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II разработана большая юбилейная программа, которая, помимо церковных торжеств, включает проведение научных конференций, выставок, различных культурных, просветительских и образовательных мероприятий, издание научных и популярных книг, альбомов, аудио и видеокассет; юбилейные мероприятия будут продолжаться в течение года.

700-летие преставления благоверного князя Даниила Московского выходит за рамки церковного празднования: юбилейные торжества приобрели широкий общественный резонанс. Можно смело говорить о большом миссионерском значении православного праздника, который открывает замечательную возможность явить миру непреходящее значение нравственных ценностей веры Христовой – ведь ими руководствовался в своей жизни и государственной деятельности святой благоверный князь Даниил. Православный праздник не только дает повод еще раз обратиться к славным страницам истории нашего Отечества, но и открывает возможность посмотреть на сегодняшний день из вечности. Чем сегодня для нас – разумеется, не только для Церкви (она его никогда не забывала), но и для нашей общественной жизни – ценно духовное наследие благоверного князя Даниила Московского? Составленное более трех столетий назад житие святого дает ответ: князь Даниил Московский управлял своей державой с кротостью и мудростью в богоугодных добродетелях.

А результаты этого правления были впечатляющие: Церкви Христовой Похвала, града Москвы стена необоримая, державы Российской Божественное утверждение (так его именует Церковь), благоверный князь Даниил заложил основы будущего величия Москвы, вокруг которой объединились русские земли – и это было началом единого Русского государства. Напомним, что к концу XIII в. прежняя Киевская Русь ушла в небытие; на Руси не только не было политического единства – была утрачена и национальная идея. В княжеские междоусобицы была втянута вся Русь, а татаро-монгольское иго лишь способствовало им: князья ездили в Орду, пытаясь заручиться поддержкой ханов. Соперничали между собой такие сильные княжества, как богатая и перспективная по выгодному географическому положению Тверь; западный щит Руси – Смоленск; воинственная, постоянно отражавшая беспорядочные набеги степных грабителей Рязань; испытывавший значительное влияние Запада, “республиканский” Новгород; новый, быстро развивающийся крупный торговый центр на Волге – Нижний Новгород. Кто тогда слышал о Москве, кто мог представить, что она станет столицей великой державы?

Князь Даниил был младшим сыном выдающегося государственного деятеля Руси, прославленного полководца и подвижника благочестия – святого благоверного великого князя Александра Невского. Родился он в 1261 г. в столице княжества Владимире и осиротел уже на втором году жизни. При разделе отеческого наследства князю Даниилу “во княжение” достался крохотный, затерявшийся в глухих лесах городок – Москва. В отличие от других русских князей, Даниил Александрович воевал мало – он занимался хозяйством: отстраивал свой город, развивал земледелие, заводил ремесла. В 1282 г. он основал “первый на Москве” Данилов монастырь, в 1296 г. еще один монастырь – Богоявленский, а в 1300 г. построил на крутом берегу Москвы-реки архиерейский дом и соборный храм – Крутицкое подворье епископов Сарайских – впоследствии митрополитов Крутицких, – духовно окормлявших русских людей на территории Орды. Князь Даниил поревновал делу своего великого отца: открытие Сарайской кафедры было одной из заслуг святого Александра Невского.

За тридцать лет своего княжения Даниил Александрович ни разу не принимал участия в княжеских междоусобицах, но примирял враждовавших князей даже тогда, когда они ополчались против него. Братолюбие князя и его стремление к мирному решению острых политических коллизий ни в коей мере не означало его слабости: когда в 1300 году рязанский князь Константин собрался захватить Московские земли с помощью одного из татарских ханов, князь Даниил нанес упреждающий удар. Вот как описывает Лаврентьевская летопись это событие: Данило, князь Московский, бился у Переяславля, и одолел… много и татар избито бысть, и князя Рязанского Константина ял и привел на Москву. Но победой князь Даниил не воспользовался и явил пример истинного христианского братолюбия: не стал захватывать Рязанское княжество, а плененного рязанского князя содержал в Москве как гостя, так что тот примирился с великодушным победителем. Победа под Переяславлем-Рязанским была первой победой русских над поработителями, можно сказать, она предвосхитила то, что восемь десятилетий спустя сумел совершить на Куликовом поле правнук князя Даниила – Димитрий Донской. Заметим также, что именно при благоверном князе Данииле в состав Московского княжества вошла Коломна.

Князь Даниил Александрович отошел ко Господу на 42 году жизни, 4/17 марта 1303 г., приняв перед кончиной великую схиму с именем в честь пророка Даниила. О великом смирении князя свидетельствует его завещание: он просил похоронить его не в храме основанного им монастыря, а на общем монастырском кладбище, по свидетельству летописи, конечного ради смирения не изволи в церкви положен быти. Есть свидетельства о почитании его не только как благочестивого правителя Руси, но и как угодника Божия. В “Степенной книге царского родословия”, составленной в 1560–63 гг. духовником царя Ивана Грозного, впоследствии Всероссийским митрополитом Афанасием, о князе Данииле Московском говорится как о основателе рода Великих князей Московских. Но там же приведен и рассказ о его посмертных чудесах, связанных с возобновлением Данилова монастыря. В 30-е годы XIV в. монастырь был переведен в Кремль, и лишь в середине XV в. “побуждаемый извещением о явлениях святого князя Даниила и чудесах, быть может уже и не редких, при могиле его” Иван Грозный повелел возобновить обитель на прежнем месте.

История не сохранила точной даты прославления благоверного князя Даниила, но народное почитание и многие чудеса по молитвам к нему известны задолго до обретения его святых мощей, состоявшегося 30 августа / 12 сентября 1652 г., при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне. Мощи его были найдены нетленными; при их обретении и впоследствии было засвидетельствовано немалое число исцелений. “Тишайший” самодержец во многом брал пример со своего святого предшественника: это касалось не только его характера, но и государственной деятельности (вспомним, к примеру, воссоединение Украины с Россией – думается, молитвами благоверного князя Даниила совершилось это важнейшее историческое событие). При Алексее Михайловиче обитель благоверного князя Даниила благоустраивается, возводится каменная ограда.

Церковную службу и пространное житие святого в конце восемнадцатого века составил митрополит Московский Платон. В 1830-е годы по проекту О.И. Бове в монастыре возводится величественный Троицкий собор; освящал его святитель Филарет Московский. Первый исторический труд о монастыре “Летописные и другие древние сказания о святом благоверном великом князе Данииле Александровиче и о построенном им за Москвою-рекою Даниловом монастыре” был составлен настоятелем архимандритом Амфилохием в конце XIX в. Количество братии достигало тогда пятидесяти человек.

ХХ в. не обошел древнюю обитель суровыми испытаниями. Народное почитание святого покровителя Первопрестольной столицы было столь высоко, что потребовалось перенести мощи его из храма Святых Отцев Семи Вселенских Соборов – он уже не вмещал всех молящихся – в Троицкий собор; это произошло 30 августа 1917 г. Управлять обителью в самые трудные времена был назначен епископ Феодор (Поздеевский); здесь находили приют многие архиереи, лишенные кафедр за преданность делу Церкви: священномученики митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Серафим (Самойлович), архиепископ Гурий (Степанов), епископ Пахомий (Кедров) и многие другие архиереи, приезжавшие в Москву. Святитель Тихон в шутку называл в ту пору Данилов монастырь “конспиративным Синодом”. Тысячи москвичей находили в обители духовную поддержку и руководство; знаменитые духовники – архимандриты Георгий (Лавров, +1932), Симеон (Холмогоров, +1937), Поликарп (Соловьев, +1937) – заложили в своих духовных чадах прочные основы веры на всю последующую жизнь. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. преподобноисповедник Георгий (Лавров) был первым из числа братии причислен к лику святых.

Высочайший молитвенный дух и предстательство святого основоположника позволили продержаться Данилову дольше всех других московских обителей: первый на Москве монастырь безбожные власти закрыли последним; это произошло в 1930 г. Мученическую кончину претерпели расстрелянные в 1937 г. епископ Феодор и проходившие с ним по “делу о даниловском братстве” более пятидесяти насельников Данилова монастыря. На полвека древнейшая московская обитель стала вместилищем скорби и слез: здесь разместили детский приемник-распределитель, по сути, колонию для малолетних преступников. Впрочем, преступниками были далеко не все обитатели “детприемника”: были здесь и дети “врагов народа”, и беспризорные, попадали сюда и те, кто в поисках приключений убежал из дома и оказался за тысячи верст от родных краев… Ни один изданный в советское время путеводитель не упоминал древнейшего московского монастыря, но память о древней святыне стереть не удалось, и когда за пять лет до празднования Тысячелетия Крещения Руси Данилов монастырь был возвращен Церкви, возрождение обители стало делом общенародным. Сотни верующих ежедневно приходили в Данилов трудиться: разбирать завалы мусора, восстанавливать стены, по крупицам воссоздавать былое благолепие – и, конечно, молиться. Восстановление шло удивительно быстро; сегодня мы привыкли к масштабным реставрационным работам в храмах и монастырях, а тогда в стране, переживавшей эпоху застоя, возрождение монастыря казалось настоящим чудом.

Свято-Данилов монастырь стал флагманом духовного возрождения России. В возрожденной обители разместились Резиденция Святейшего Патриарха, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. В дни празднования Тысячелетия Крещения Руси, летом 1988 г., Свято-Данилов монастырь был местом проведения основных юбилейных торжеств, можно сказать, центром второго Крещения Руси. И с той поры ни одно значительное событие церковной жизни не обходит стороной древнюю обитель.

Семисотлетие со дня преставления благоверного князя Даниила возрожденная обитель встречает во всем благолепии; монастырь ставропигиальный, его Священноархимандритом является сам Предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Алексий II, а наместником (третьим после возрождения здесь монашеской жизни) – архимандрит Алексий (Поликарпов). Монастырские стены защищают размеренную жизнь насельников от суеты мегаполиса, но они не остаются безучастными к жизни окружающего мира: как говорил известный русский историк В.О. Ключевский, уходя от соблазнов мира, монашествующие продолжают служить его насущным интересам своей любовью. Как и в дореволюционное время, при монастыре действует воскресная школа – ее посещают около ста мальчиков от 6 до 15 лет; есть катехизические и регентские курсы для взрослых; братия окормляет несколько воинских частей, расположенную поблизости 4-ю градскую больницу, ИТУ, в числе которых и центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей; действует при монастыре и Центр духовного развития молодежи. Молитвенным предстательством хозяина земли Московской, благоверного князя Даниила, всю широту социального служения вновь являют миру не только древнейшая московская обитель, но и все возрождающиеся обители Московской епархии – “младшие братья” первого на Москве монастыря.

Кульминацией юбилейных торжеств в честь благоверного князя Даниила стало 17 марта. По благословению Святейшего Патриарха праздничное Всенощное бдение в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В самый день праздника Божественную литургию и молебен пред ракой с мощами Угодника Божия в сослужении митрополита Ювеналия, митрополитов Смоленского и Калининградского Кирилла, Солнечногорского Сергия, Волоколамского и Юрьевского Питирима, других Преосвященных архиереев и сонма духовенства совершил сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Несмотря на будний день, богослужение собрало множество народа: были заполнены не только храмы, но и большая часть территории самого монастыря.

В своем слове к народу по окончании богослужения Первосвятитель отметил труды всех тех, кто своим жертвенным трудом воссоздавал древнейшую московскую святыню: “Перед нашими глазами встают опустошение и разорение, которые мы застали здесь двадцать лет назад. Но, по милости Божией, по молитвам святого благоверного князя Даниила и трудами многих и многих подвижников нашего времени возвращены ее былая красота и благолепие”.

После богослужения в Патриаршей резиденции Святейший вручил церковные награды благотворителям и попечителям монастыря. К юбилею Министерством связи Российской Федерации была выпущена почтовая марка с изображением благоверного князя Даниила. В Тронном зале Патриаршей резиденции Предстоятель Русской Православной Церкви и Министр по связи и информатизации Л.Д. Рейман совершили символическое гашение новых почтовых марок.

Позднее в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся юбилейный вечер, открывая который, Святейший Патриарх отметил заслуги благоверного князя Даниила не только как великого мужа Церкви, но и как великого мужа нашего Отечества, объединителя Руси. В наше время, время духовно-нравственного кризиса, личность благоверного князя Даниила может явить нам истинный образ духовного человека, гражданина и патриота.

От имени Президента Российской Федерации с приветствием к участникам торжеств обратился Полномочный представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе Г.С. Полтавченко. “Значение его подвига, – подчеркнул Г.С. Полтавченко, – трудно переоценить. Его правление – пример для подражания многим правителям. В самое трудное время страной руководил святой человек, заложивший основы той великой России, честь родиться и жить в которой мы сегодня имеем”.

В Праздничном концерте звучали церковные песнопения знаменного распева в исполнении монашеских хоров и Ансамбля песни и пляски ВВ МВД России, русские народные песни в сопровождении старинных музыкальных инструментов.

День семисотлетия хозяина Москвы, благоверного князя Даниила, завершился торжественным приемом, данным по этому случаю в Храме Христа Спасителя. Прием по благословению Святейшего Патриарха Алексия II возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Празднование семисотлетия со дня преставления благоверного князя Даниила Московского стало важным событием российской общественной жизни – память о великом святом хранит не только Церковь: его имя, например, носит одна из атомных подводных лодок Северного флота. Научно-церковные конференции под эгидой Российской Академии Наук и Правительства Москвы, выставки с участием Союза журналистов России и издательского центра “Марка”, презентация памятных монет Центробанком РФ и Московским монетным двором Гознака, спектакли, фестивали, конкурсы, концерты – даже простое перечисление мероприятий, проходящих под знаком юбилея, показывает, что происходит осмысление того великого наследия, которое хранит Русская Православная Церковь; все больше людей во всех слоях общества начинают понимать слова Святейшего Патриарха о том, что национальной идеей возрождающейся России должна стать ее история. И благоверный князь Даниил Московский – один из тех, кто эту историю созидал. Широкое общественное звучание церковного юбилея обусловлено не только тем, что православный святой был выдающимся государственным мужем, но и тем, как он подходил к решению важных государственных задач – он решал их с позиций веры Христовой. Семь веков назад в период междоусобицы, в трудное время татаро-монгольского ига святой Даниил Московский умел находить те единственно верные, безошибочные политические решения межгосударственных проблем, которые вели не к братоубийственным войнам, а к миру и благоденствию Отечества. Он был настоящим хозяином не только Москвы – всей Русской земли.

Как важен в наши неспокойные дни пример мудрого правителя Руси, как нужны нам сегодня его святые молитвы!

Протоиерей Николай Погребняк

 

 

К 100-ЛЕТИЮ КАНОНИЗАЦИИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

1 августа 1903 г. состоялось событие, которого с трепетом ожидал весь православный народ – прославление преподобного Серафима Саровского. Много великих подвижников дала Россия, но этот святой стоит особо, ибо явил дивное откровение любви к Богу и людям, еще на земле сподобившийся созерцать великие Божественные тайны. Он был и именем, и духом Серафим, то есть “пламенный”.

После его праведной кончины 2 января 1832 г. слава о великом подвижнике не только не ослабевала, но все шире распространялась. Отовсюду приходили сообщения о чудодейственной помощи батюшки Серафима. Почитатели стали служить панихиды по нем. Получили распространение благочестивые народные картинки, изображающие его то кормящим медведя, то молящимся на камне, то шествующим по лесу с топориком. Впервые материалы о житии и чудесах отца Серафима были в 1892 г. собраны настоятелем Саровской Пустыни архимандритом Рафаилом и переданы в Тамбовскую Духовную Консисторию. Большое внимание уделено было жизни и посмертным чудесам саровского подвижника в “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”, составленной Л.М. Чичаговым, будущим священномучеником Серафимом.

В 1903 г., по постановлению Святейшего Синода и с одобрения императора Николая II, комиссия под председательством священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Московского, 11 января освидетельствовала могилу преподобного. Была извлечена гроб-колода, в которой были обретены честные мощи святого. Тело его предалось тлению, но кости сохранились. Во избежание смущения в народе, митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) опубликовал 20 июня особое послание. В нем, не скрывая правды об останках преподобного Серафима, он разъяснял, что святость праведных людей определяется их богоугодной и благодатной жизнью, а потом и чудесами. Нетление же мощей является дополнительным и необязательным признаком святости. От многих святых вообще не осталось мощей.

Торжественное прославление состоялось в Сарове 1 августа 1903 г. По разным данным народу собралось от ста до трехсот тысяч человек. Вокруг монастыря даже был возведен целый городок для паломников. Из разных губерний прибыли крестные ходы. Канонизацию своим присутствием почтил государь император со своей семьей. В те дни у мощей преподобного совершалось множество чудесных исцелений молящихся.

После революции 1917 г. началось давление властей на Саровский монастырь, который был закрыт в 1923 г. и превратился в концентрационный лагерь. Мощи преподобного закрыли для поклонения еще в 1920 г., а потом и увезли. В 1929 г. большевики разогнали и монахинь Серафимо-Дивеевского монастыря.

По прошествии десятилетий мощи преподобного Серафима были обнаружены в хранилище Ленинградского музея истории религии и 11 января 1991 г. переданы Святейшему Патриарху Алексию II. Из Санкт-Петербурга честные мощи великого угодника Божиего проследовали в Москву, а оттуда через Владимир, Ногинск, Орехово-Зуево, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород и Арзамас – в Серафимо-Дивеевский монастырь. Всюду совершались торжественные богослужения, десятки тысяч людей с радостью и молитвой встречали батюшку Серафима.

Второе обретение мощей преподобного Серафима стало видимым знаком духовного обновления России. Как сказал Святейший Патриарх, в наше время противостояний, противоречений, нетерпимости и озлобления вновь с огромной силой оживают наставления святого: “Стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся”.

В связи с празднованием 100-летия канонизации преподобного Серафима в Дивееве и Сарове, да и по всей России пройдут церковные торжества. Однако и государство не осталось в стороне. 25 февраля 2003 г. Председатель Правительства РФ М.М. Касьянов подписал распоряжение о праздновании юбилея. Был создан организационный комитет, сопредседателями которого стали митрополит Минский и Слуцкий Филарет и полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе С.В. Кириенко. На первом заседании оргкомитета 5 марта были сформированы исполнительный комитет и семь комиссий, которые приступили к организационной работе. А предстояло сделать немало.

В план подготовки к празднованию входит многое. Будет восстановлен храм во имя преподобного Серафима Саровского, а также пещерная церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских в Сарове. Драматический театр, ранее находившийся в Серафимовской церкви, будет переведен в новое современное здание. В ближней пустыньке будет возведена часовня.

В Дивееве производятся реставрационные работы в Троицком и Преображенском соборах, в трапезном храме во имя святого благоверного князя Александра Невского, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в колокольном корпусе. Кроме того, будет восстановлен купол и колокольня церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Полностью будет восстановлена Богородичная канавка. Как заявил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, несомненно, в связи с проведением празднования 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского и облик города Сарова, и облик Дивеевской обители будут максимально приближены к тому благолепному, историческому состоянию, которое они имели в начале ХХ в.

Праздник во многом преобразит жизнь села Дивеево. Здесь появится новая школа более чем на 800 учащихся, новый Дом культуры, два 18-ти квартирных дома для семей, проживавших ранее на территории монастыря, начнет работать система водоочистных сооружений.

Как отмечалось на пресс-конференции 2 апреля, состоявшейся после второго заседания оргкомитета, все храмы восстанавливаются на средства спонсоров и благотворителей. Средства федерального бюджета направлены на строительство саровского театра и на жилищное строительство. Областной бюджет финансирует дорожное строительство в Сарове и Дивеево. Наибольшую помощь в подготовке к празднику оказывают Министерство атомной энергетики, Федеральный ядерный центр, Межпромбанк, Северсталь, Горьковский автомобильный завод и компания “Вимм-Билль-Данн”.

Юбилейные торжества начнутся 29 июля 2003 г. крестным ходом из Дивеева в Саров с преднесением мощей преподобного Серафима. На следующий день здесь состоится освящение храма во имя Серафима Саровского. Божественную литургию возглавит Святейший Патриарх Алексий II. Затем крестный ход с честными мощами отправится в Серафимо-Дивеевский монастырь, где 31 июля состоится всенощное бдение. Центральным событием торжеств станет Литургия в Дивееве 1 августа.

Программа празднования включает также торжественное заседание и научно-общественную конференцию в Сарове и другие мероприятия. Ожидается участие в торжествах Президента РФ В.В. Путина, государственных и общественных деятелей, представителей Поместных Православных Церквей.

Предполагается, что на празднование прибудет около 25 тыс. паломников. Для них будут поставлены палаточные городки, организовано питание. Однако в Сарове, который является закрытым городом (центр ядерной промышленности – Арзамас-16), будут соблюдаться строгие меры безопасности, и число гостей не будет очень велико.

Празднование памяти преподобного Серафима – событие поистине всероссийского значения. “Этот – нашего рода”, говорила являвшаяся ему двенадцать раз Божия Матерь. В глуши саровских лесов он совершал поистине мировое дело: стяжав совершенство и святость, подъял тяжелейший крест молитвы за всех. Святой угодник учил, что истинной целью человеческой жизни является делание добра ради Христа и стяжание плодов Святого Духа. Незлобие и истинно пасхальная радость – вот драгоценное наследие, оставленное нам преподобным Серафимом Саровским. Он как-то воскликнул: “Нет нам дороги унывать, потому что Христос все победил, Адама воскресил, Еву свободил, смерть умертвил”.

Священник Петр Иванов

Литература:
Афанасьев В. Дивный старец. Жизнеописание преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея Руси чудотворца. М., 1993.
Вениамин (Федченков), митрополит. Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский. М., 1996.
Дивное Дивеево. Дивеево, б.г.
Ильин В.Н. Преподобный Серафим Саровский. Б.м., б.г.
Угодник Божий Серафим. Тт. 1–2. М., 1993.